info@armross.ru +7 929 939 7800
Резолюции ООН по НК (Арцаху)

Нвер Гаспарян, юрист

 

Кто нарушает международное право?

 

В публикации дается оценка нарушениям международного права со стороны Азербайджана при исполнении резолюций Совета Безопасности ООН 1993г. и начале  военных действий 27 сентября 2020г.

 

Эльхам Алиев начал новую войну в Нагорном Карабахе, максимально  обнажив кровоточащие исторические раны и породив новые непредсказуемые вызовы для мирового сообщества.

В качестве основания для такого серьезного политического решения им приводились четыре резолюции Совета Безопасности ООН от 1993г., касающиеся данного конфликта, а также неоднократно  озвучивались доводы о том, что именно Армения и Арцах  нарушают  международное право.

Но так ли это на самом деле?

Давайте  попробуем  разобраться, не вставая на тропу эмоциональных оценок, а руководствуясь лишь фактами и общепризнанными обстоятельствами.

В силу статьи 39 Устава ООН: «Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».

А согласно статьи 42 Устава ООН: «Если Совет Безопасности сочтет, что меры, предусмотренные в статье 41, могут оказаться недостаточными или уже оказались недостаточными, он уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил Членов Организации».

Как видно, Совет Безопасности ООН определяет наличие угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (ст. 39), уполномочивается требовать исполнения временных мер (ст. 40) и решает, какие меры военного или невоенного характера государствам следует предпринять (ст. 41, 42).

Правомерность принудительных действий государств не оспаривается при наличии явно выраженного согласия Совета Безопасности.

Между тем, Совет Безопасности ООН, никогда в своих резолюциях не принимал решения о необходимости применения мер военного характера в отношении Нагорного Карабаха (Арцаха) либо Армении.

Ни один международный документ не закрепляет права государства принимать односторонние меры для обеспечения резолюций Совета Безопасности без явно выраженной санкции с его стороны.

Попытки Азербайджана  действовать без соответствующих полномочий не только не способствуют укреплению международного мира и безопасности, но и подрывают статус Совета Безопасности ООН.

Начало Азербайджаном полномасштабной войны без санкции Совета Безопасности ООН нарушает международное право, может привести к анархии в международных отношениях, угрожает миру и безопасности не только в регионе Южного Кавказа, но и способно дестабилизировать обстановку во всем мире.

В своей последней резолюции от 29 сентября 2020г. Совет Безопасности ООН  призвал Армению и Азербайджан незамедлительно прекратить боевые действия, которые ведутся из-за Нагорного Карабаха, и начать переговоры без предварительных условий.

Как следует из заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна, он  готов прекратить боевые действия и начать переговоры, но президент Азербайджана Эльхам Алиев, игнорируя резолюцию Совбеза ООН, желает продолжения войны и достижения победы любой ценой.

Так кто же является нарушителем международного права?

Лидер Азербайджана, выражая свою позицию по теме Нагорного Карабаха (Арцаха) многократно ссылался на соответствующие  резолюции Совета Безопасности ООН, в частности, Резолюция № 822 от 30 апреля 1993 года, Резолюция № 853 от 29 июля 1993 года, Резолюция № 874 от 14 октября 1993г., Резолюция № 884 от 12 ноября 1993г., которыми действительно признается территориальная целостность Азербайджана и других стран региона и содержится  призыв прекращения боевых действий и вывода оккупирующих  сил из районов Азербайджана.

Следует отметить, что территориальная целостность Азербайджана подтверждена Совбезом ООН вовсе не из-за того, что для вывода о принадлежности Нагорного Карабаха (Арцаха) Азербайджану имеются веские исторические, документальные и иные соображения, а исходя из того, что ООН в своей практике старается не делать исключений из одного из самых важных международно-правовых принципов – нерушимости границ.

Таким образом, международное сообщество опасается породить принцип домино, позволив реализовать другое важное правило, закрепленное в п.4 ст.8 Устава  ООН – права наций на самоопределение.

Всем хорошо известна продемонстрированная непоследовательность  в этом вопросе, когда одним народам реализовать такое  право почему-то нельзя (Крым, Нагорный Карабах и т.д.), а другим при сходных обстоятельствах можно (Косово).

Если все же внимательно проанализировать принятые в 1993 году резолюции Совета Безопасности ООН по Нагорному Карабаху (Арцаху), то следует прийти к совершенно иным выводам, чем те, которые декларируются Азербайджаном:

  1. Как уже говорилось выше, в них не содержится права применения мер военного характера в отношении Нагорного Карабаха (Арцаха) либо Армении. Иными словами, данные резолюции не позволяли Азербайджану начинать и вести войну в регионе.
  2. СБ ООН не устанавливал ни параметров, ни принципов урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Согласно позиции международного сообщества, выраженной в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН о сотрудничестве между ООН и ОБСЕ, а также заявлениях Генеральных Секретарей ООН, вопрос политического урегулирования азербайджано-карабахского конфликта находится в ведении ОБСЕ, которая выдала мандат США, России и Франции на осуществление посреднической деятельности в рамках так называемой Минской группы.

Между тем, Минская группа ОБСЕ не принимала решения о необходимости либо целесообразности начала военной операции, напротив, ее члены постоянно говорили о необходимости решения данного конфликта политико-дипломатическими средствами.

  1. В течение года с момента принятия первой резолюции и до заключения в мае 1994 года бессрочного Соглашения о прекращении огня азербайджанская сторона неоднократно срывала договоренности о временном перемирии либо отказывалась их продлевать.

Азербайджан уклонялся от главного и первоочередного требования резолюции — незамедлительного прекращения боевых действий.

Как видно, сейчас происходит нечто подобное, призывы международного сообщества прекратить боевые действия  игнорирует  та же самая сторона.

В связи с этим интересна позиция Российского дипломата полномочного представителя Президента Российской Федерации по Нагорному Карабаху и сопредседателя  Минской группы ОБСЕ от России. Владимира Казимирова: «Какая же сторона  нарушала это основополагающее требование всех резолюций и несет особую ответственность за то, что её сбои в решении этой кардинальной задачи положили начало срыву чуть ли не всех остальных требований — комплексному невыполнению резолюций СБ.

Конечно, безгрешных тут нет, но «пальма первенства» всё же бесспорно принадлежит азербайджанской стороне». 

http://vn.kazimirov.ru/k100.htm

Подводя итог, Российский дипломат В.Казимиров пишет: «Азербайджан  с самого начала, ещё в 1993-94 гг. на протяжении года, упорно не выполнял самое основное требование всех 4 резолюций – прекращение огня, военных действий и враждебных актов, не желал прекращать боевые действия, продолжал ставку на силовое решение конфликта. Всё это негативно повлияло и на выполнение других требований, в том числе другими сторонами. Не хочет выполнять он эти резолюции и сейчас в части прекращения враждебных актов, восстановления экономических, транспортных и энергетических связей в регионе, прямых контактов с Нагорным Карабахом, созыва Минской конференции ОБСЕ. Иначе говоря, фактически Азербайджан не выполнил и не выполняет ни одного требования или призыва 4 резолюций СБ ООН». 

http://vn.kazimirov.ru/k100.htm

В связи с этим представляется совершенно неосновательной позиция Азербайджана, обвиняющего Армению и Арцах в невыполнении резолюций Совбеза ООН, что, по его мнению, давало право решить территориальный спор с использованием военной силы.

  1. В данных Резолюциях не конкретизированы субъекты, обязанные их выполнять.

С одной стороны указан Азербайджан, а с другой стороны, субъект не определен.

Лишь в п.9 Резолюции от 30 апреля 1993г. Совбез  ООН «настоятельно призывает правительство Республики Армении продолжать оказывать своё влияние в целях обеспечения соблюдения армянами нагорно-карабахского региона Азербайджана положений резолюции 822 (1993) и настоящей резолюции и принятия этой стороной предложений Минской группы».

Между тем, из смысла написанного не следует, что Республика Армения является противоборствующей стороной конфликта, обязанной исполнять предусмотренные требования или возложенные обязательства.

Напротив, из этого следует, что Армения воспринимается в качестве страны, которая должна оказать содействие в соблюдении резолюции другой стороной.

Как известно, Армения в соответствии с этим положением предпринимала попытки оказания влияния на армян Нагорно-Карабахского региона, в результате чего в мае 1994 года и был заключен долгосрочный мир.

Армения неоднократно справедливо подчеркивала, что Арцах (Нагорный Карабах) принимает решения самостоятельно и по любому вопросу может занять отличную позицию. В связи с этим, Армения может оказать свое влияние, но по понятным причинам не достичь желаемого результата.

  1. Вопреки утверждениям официального Баку о том, что все четыре резолюции содержат требование безоговорочного вывода всех оккупирующих сил, об этом говорит только резолюция 853 от 29 июля 1993г.

В более поздних и поэтому имеющих большую силу резолюциях 874 и 884 Совета Безопасности ООН  требование безоговорочного вывода оккупирующих сил не имеется, что отдает разрешение этого вопроса для обстоятельных переговоров относительно его условий.

  1. Резолюции Совета Безопасности ООН были приняты в 1993г в период боевых действий и преследовали основную цель-прекращение огня.

С момента их принятия прошло 27 лет, ситуация в регионе и мире за это время изменилась кардинально.

В частности, Косово 17 февраля 2008г. провозгласило свою независимость, которую признали 97 государств в мире.

Данное обстоятельство позволяет утверждать, что принцип равноправия и самоопределения народов, указанный в статье 1 Устава ООН, является действующим.

Таким образом, если, по мнению Совета Безопасности ООН и согласно нормам международного права одна из сторон нарушает территориальную целостность другого государства, то последнее не вправе самостоятельно принимать решение о начале военных действий, а обязуется действовать в соответствии со статьей 33 Устава ООН, согласно которой  «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.

Совет Безопасности, когда он считает это необходимым, требует от сторон разрешения их спора при помощи таких средств».

Согласно статьи 36 Устава ООН: «Совет Безопасности уполномочивается в любой стадии спора, имеющего характер, указанный в статье 33, или ситуации подобного же характера рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования».

Таким образом, нарушителем резолюций Совета Безопасности ООН как раз выступает именно Азербайджан.

Что касается ссылок официального Баку о бесплодности приводимых переговоров, то их печальные итоги стали результатом его нежелания идти на какие-либо компромиссы. Длительная история переговоров как раз свидетельствует о том, что стороны были неоднократно близки к заключению мира и согласия.

Российский дипломат Владимир Казимиров подчеркивает: «Поэтому и морально, и политически не слишком состоятельна попытка Баку изображать приверженность резолюциям СБ ООН, а также заносить себе в актив сохранение перемирия на протяжении 10 лет как доказательство своего стремления решить конфликт мирным путём. Слишком известны всем регулярные угрозы даже из официальных уст решить его «любым путем».

Президент Азербайджана многократно заявлял, что весь мир признает территориальную целостность Азербайджанской Республики и осуждает агрессию соседней страны.

Однако такие утверждения не соответствуют действительности.

Так, при голосовании 14 марта 2008г. на Генеральной Ассамблее ООН против  Резолюции № 62/243 по вопросу   о неизменном уважении и поддержке суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики в пределах ее международно признанных границ, а также требовании немедленного, полного и безоговорочного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий Азербайджанской Республики и т.д. проголосовали все члены сопредседатели Минской группы ОБСЕ США, Россия и Франция (против), а также Индия, Ангола, Вануату и Армения.

100 стран, включая почти все страны Европы, Китай, Канаду, Австралию, Бразилию, Аргентину, Казахстан,  воздержались.

39 стран проголосовали за резолюцию (страны Африки и Азии).

Таким образом, фактически территориальную целостность Азербайджана с Нагорным Карабахом в его составе поддержали только 26 % стран мира, принимавших участие в голосовании, остальные либо высказались против, либо воздержались.

С учетом изложенного, дабы не допустить разрастания военного конфликта, втягивания в него других стран и военных блоков, необходимо незамедлительно прекратить военные действия, поскольку действия Азербайджана грубо нарушают нормы международного права, Устава ООН  и резолюцию Совета Безопасности ООН от 29 сентября 2020г.

Только переговоры с учетом интересов всех сторон конфликта, с необходимостью компромиссных действий, способны привести к достижению долгожданного мира на этой многострадальной земле.

Именно к этому призывают лидеры России, США и Франции, представляющие страны — сопредседатели Минской группы ОБСЕ, в своем совместном заявлении осудившие эскалацию насилия и призвавшие возобновить переговоры.

 

 

 

Leave a Comment

Armenian HY English EN Russian RU