info@armross.ru +7 929 939 7800
Признать независимость Нагорного Карабаха

Гаспарян Нвер, юрист.

Признать независимость Нагорного Карабаха (Арцаха) в порядке возмещающей сецессии

Так называемый Косовский прецедент, согласно которого международное право не содержит запрета на декларацию о независимости, в контексте происходящей войны в Нагорном Карабахе (Арцахе) получает новое звучание.
Было бы не лишним вспомнить происхождение двух Ахиллесовых пят – принципов международного права: права наций на самоопределение и территориальной целостности, которые часто противоречат друг другу.
Начнём с того, что принятый в 1945 году и действующий поныне Устав ООН предусматривает в пункте 2 статьи 1 принцип равноправия и самоопределения народов, а в пункте 4 статьи 2 упоминает о другом важном принципе территориальной целостности (неприкосновенности).
Какой из этих принципов важней Устав ООН и последующие нормативно-правовые акты не определяли.
В связи с этим международное право больно хромает на обе ноги.
С середины 40 годов и примерно до середины 70 годов прошлого века правом наций на самоопределение воспользовалось огромное число вновь появившихся стран, освободившихся от колониальной зависимости.
В этот период времени принцип самоопределения неоднократно получал свое подтверждение в различных документах ООН, в частности в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Пактах о правах человека 1966 г., Декларации о принципах международного права 1970 г.
После того, как межгосударственные границы относительно устоялись, в 1975 году в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписанты поддержали нерушимость границ и территориальную целостность государств, при этом не подвергая пересмотру значимость принципа права наций на самоопределение, недвусмысленно указывая, что это право принадлежит народам «всегда».
В связи с распадом СССР и Социалистической Федеративной Республики Югославия в 1991-1992 годах два этих принципа снова вступили в непримиримый спор и стали серьезным испытанием для мирового сообщества.
В 2010 году этот конфликт был неожиданным образом разрешен в пользу права народа Косово.
Так, согласно заключения Международного суда ООН от 22 июля 2010г. общее международное право не содержит запрета деклараций независимости (§ 84).
Суд также не усмотрел в декларации независимости Косова противоречий с применимыми специальными нормами международного права — резолюцией Совета безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года.
Международный суд ООН в отношении принципа территориальной целостности сделал очень важный вывод, что «охват принципа территориальной целостности сводится к сфере межгосударственных отношений».
Что это означает?
Суд толкует этот принцип так, что государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства, но он не действует, когда такие действия совершаются не государством, а в данном случае народом Косово.
Прецедентный вывод о том, что принцип территориальной целостности сводится только к межгосударственным отношениям, означает, что к Нагорному Карабаху (Арцаху) он отношения не имеет, потому что этот регион отделялся от Азербайджанской ССР как автономная область, а не как государство.
Вывод Международного Суда ООН о том, что общее международное право не содержит запрета деклараций независимости, однозначно подтвердил, что принцип права наций на самоопределение является непосредственно действующим и может быть применим в отношении народа Арцаха.
Для объективности стоит напомнить, что Совет Безопасности ООН признавал незаконным независимость Северного Кипра, Родезии и др., поскольку отделение запрещено «вне контекста колоний».
ООН в 2014г. подтвердил суверенитет и территориальную целостность Украины в её международно признанных границах и не признал законности какого бы то ни было изменения статуса Автономной Республики Крым и статуса города Севастополя.
Как видно, Организация Объединенных Наций в отношении важнейших принципов международного права проявляет необоснованную непоследовательность.
Международный суд ООН в упомянутом заключении от 22 июля 2010г. также отметил, что хотя и Совет Безопасности и осудил отдельные декларации независимости, во всех этих случаях он выносил определение в отношении конкретной ситуации, существовавшей на момент появления этих деклараций независимости; он указывает, что «устанавливаемая противоправность деклараций независимости вытекала, таким образом, не из одностороннего характера этих деклараций как такового, а из того факта, что они были или были бы связаны с незаконным применением силы либо иными вопиющими нарушениями норм общего международного права, в частности норм императивного характера (jus cogens)».
Иными словами, Международный суд ООН подтвердил, что все зависит в конечном итоге от конкретной ситуации, сложившейся в конкретной стране и при разрешении этого вопроса не может быть универсальных подходов.
Но есть один очень важный аспект, который учитывался и может быть учтен в будущем при принятии решения о признании права народа на самоопределение.
В отношении Косово было признано право на самоопределение, в том числе и в связи с тем, что в отношении его народа совершались серьезные нарушения прав человека в 90-е годы.
В данном случае можно вести речь о наличии в международном праве права на самоопределение в рамках так называемой «возмещающей сецессии» (то есть отделения от государства, грубо и систематически нарушающего фундаментальные права человека, представителей определенной группы населения, например, по признаку этнической принадлежности), которое, по мнению некоторых, могло взять верх над принципом территориальной целостности.
Сецессия допускается в случае системных нарушений прав человека. Так, двое судей ЕСПЧ, участвующих в вынесении Решения по делу Лоизиду против Турции от 18 декабря 1996 г., сформулировали эту мысль следующим образом: «До недавнего времени в международной практике право на самоопределение в практических условиях было идентичным праву на деколонизацию и ограниченным им. В последние годы, как представляется, сформировался консенсус, в соответствии с которым народы также могут осуществлять право на самоопределение, если их права человека последовательно и грубо нарушаются, либо же если они совсем не представлены или массово недопредставлены (under-represented) недемократическим и дискриминационным образом. Если данное описание является верным, право на самоопределение является инструментом, который может использоваться для восстановления международных стандартов прав человека и демократии».
ООН могло бы пересмотреть свою позицию в отношении территориальной целостности Азербайджана в том случае, если будет сформулирована обоснованная позиция о том, что Азербайджан в течение длительного времени, начиная с конца 80 годов 20 века по настоящее время грубо и систематически нарушает права армянского населения Нагорного Карабаха, проживавшего на территории бывшей Азербайджанской ССР, совершая акты геноцида, массовых убийств в ходе неоднократно развязанных за этот период времени боевых действий (войн).
Продолжением грубого и систематического нарушения прав армянского населения являются боевые действия Азербайджана в отношении Нагорного Карабаха, начатые 27 сентября 2020г. и имеющие место в настоящее время.
Цель их вооруженных сил стала очевидной — это уничтожение армянского населения Нагорного Карабаха (Арцаха) и тотальное разрушение городов и сел.
Эта позиция будет усилена тем обстоятельством, что на стороне Азербайджана принимает участия Турция как правопреемник Османской Империи, совершившей в отношении армян геноцид в 1915г.
Чем яростней вооруженные силы Азербайджана-Турции будут реализовывать поставленную цель, тем больше оснований возникнет у армян ставить вопрос о возмещающей сецессии, то есть признания права народа Арцаха на самоопределение и юридическое отделение от Азербайджана (фактическое отделение состоялось еще в 1991 году).
Необходимо учитывать также Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, принятую резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года: «Каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы, о которых говорится выше, в изложении настоящего принципа, их права на самоопределение, свободу и независимость. В своих мерах против таких насильственных действий и в оказании им сопротивления эти народы, в порядке осуществления своего права на самоопределение, вправе добиваться поддержки и получать ее в соответствии с целями и принципами Устава».
Как видно, важным элементом этого принципа является право народов испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.

 

 

 

 

1 Comment

  • Карен

    Независемость Арцаха

Leave a Comment

Armenian HY English EN Russian RU